1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

на главную

БИЛЕТ№10

Данные – это информация, представленная в форме, пригодной для обработки автоматическими средствами.

Аналоговые данные принимают произвольные значения из заданного диапазона и представляются в виде непрерывно изменяющихся физических величин.

Дискретные данные принимают в цифровом коде.

Компьютер способен хранить и обрабатывать только дискретные данные. Вся информация представляется в компьютере в двоичном коде. Поэтому аналоговые данные для последующей обработки на компьютере должны быть преобразованы в дискретную форму. Процесс преобразования аналоговой информации в дискретную называется дискретизацией. Непрерывная величина ассоциируется с графиком функции, а дискретная – с таблицей значений функции. С увеличением количества точек в таблице информативность таблицы приближается к информативности графика. Это означает, что при таких условиях дискретная величина хорошо описывает исходную непрерывную.

Современные компьютеры являются универсальными средствами обработки информации. Они хранят и обрабатывают числа, символы, графику и звук.

Представление числовой информации.

Целые числа – это информация дискретного типа. Для хранения целых чисел в памяти компьютера необходимо перевести их в двоичную систему счисления.

В отличие от целых чисел множество вещественных чисел непрерывно. Чтобы представить вещественное число в виде конечного набора двоичных цифр, ограничиваются заданной точностью и младшие разряды отбрасывают.

Представление символьной информации.

Символы – это еще одна дискретная величина. Компьютер оперирует с определенным ограниченным набором символов – алфавитом. Идея хранения символов в памяти компьютера состоит в замене каждого символа его номером в алфавите.

Для кодирования символов используется двоичные коды длиной 8 двоичных разрядов. Например, при нажатии клавиши с латинской буквой А в оперативную память передается двоичный код 01000001.

Для сокращения записей вместо двоичных кодов используют шестнадцатеричные. Например, код той же латинской буквы А задается шестнадцатеричным 41.

Используемые в вычислительной технике кодовые комбинации символов представляют в виде кодировочных таблиц. Кодировочные таблицы имеют 16 строк и 16 столбцов, которые нумеруются шестнадцатеричными от 0 до F . Место символа в таблице определяет его шестнадцатеричный код. Например, если символ стоит в строке 7 и столбце D , то его код 7 D . Всего кодировочные таблицы содержат 256 различных кодовых комбинаций. Это коды управляющих символов, служебных символов и цифр, латинских и русских букв, псевдографических знаков. Каждую комбинацию можно интерпретировать и как десятичное число от 0 до 255.

На разных типах компьютеров используют разные кодировочные таблицы. В качестве одного из стандартов во всем мире принята таблица ASCII ( American Standard Code for Information Interchange ), кодирующая ровно половину возможных символов – от 0 до 127.

Все другие стандартных кодировочных таблиц включают этот фрагмент без изменений, а во второй половине содержат коды национальных алфавитов, символы псевдографики и некоторые математические знаки. Количество введенной в ЭВМ информации измеряется ее “длинной”, выраженной в двоичных знаках – битах. Последовательность из восьми двоичных битов называется байтом. Для кодирования любого символа текста требуется 1 байт информации.

Представление графической информации

Любое графическое изображение на экране компьютера состоит из отдельных точек, называемых пикселями, количество которых определяет разрешающую способность монитора и зависит от его типа и режима. В этом случае рисунки получаются точечными. Такую форму представления называют растровой.

Чтобы сохранить графическое изображение, необходимо сохранить цвет всех его пикселей. При хранение черно-белых графических изображений количество битов памяти соответствует количеству точек экрана, занятых данным изображением, так как каждая точка кодирует 0 или 1. Базовая цветовая палитра ряда мониторов включает в себя 16 стандартных цветов и определяется следующими четырьмя элементами: три компонента цвета (красный, зеленый, синий) и один из двух возможных уровней яркости. Наличие каждого из четырех компонентов в цвете палитры указывается цифрой 1, отсутствие – цифрой 0.

Ввод и хранение в компьютер технических чертежей и подобных им графических изображений осуществляется по-другому. Любой чертеж сдержит отрезки, окружности, дуги. Положение каждого отрезка на чертеже можно задать координаты двух точек, определяющих его начало и конец. Окружность задается координатами центра и длиной радиуса. Кроме того, для каждой линии указывается ее тип: тонкая, штрихпунктирная и так далее. Такая информация о чертеже вводится в компьютер как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается в дальнейшем специальными программами. Эта форма представления изображения называется векторной.

Представление звуковой информации.

Звуковая информация является величиной непрерывной. Для ввода в компьютер она нуждается в дискретизации по времени и по величине интенсивности звука. Другими словами, замеры интенсивности должны производится через определенные промежутки времени, а сама интенсивность должна быть округлена до ближайшего фиксированного значения. При такой процедуре получается последовательность целых чисел, которые переводятся в двоичную систему и сохраняются в памяти компьютера.